История храма Рождества Богородицы на погосте Уполозы восходит к древним временам, архивно-документальная формулировка свидетельствует, что церковь существует "с незапамятных времен". В 1577 году здесь, на погосте в Вохонской волости, вотчине Троице-Сергиева монастыря, стояла деревянная церковь, "построенная исстари", а "в церкви образа, и свечи, и колокола, и все строение мирское". В начале XVII века "у церкви на церковной земле во дворе поп Андрей, да с ним живет дьячок Федька Иванов, во дворе пономарь Куземка Ефремов, во дворе просвирница; да на церковной же земле 4 келии"
 

Слово в Великую Среду

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, в Великую Среду, на Литургии Преждеосвященных Даров, дорогие братья и сестры, мы слышали с вами евангельское повествование о женщине, которая накануне крестных страданий Спасителя подошла к Нему, возлежащему на вечере, то есть на трапезе с остальными учениками. Она разбила сосуд драгоценного благоуханного мира. Это было нардовое миро - оно очень и очень дорогое, по цене золота. И возлила его на его ноги, отирая их своими волосами и омывая своими слезами. Как мы слышали из евангельского чтения, ученики увидев это, вознегодовали: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать неимущим. Апостол и евангелист Иоанн Богослов упоминает, что учеником, высказавшим недовольство вслух, был Иуда Искариот, который в апостольской общине считал деньги и отвечал за благотворительность. Увидев, как проливается драгоценное миро, он сказал, что гораздо правильнее и экономнее было бы его продать, а деньги раздать нищим. С того времени сердце Иуды окончательно сформировалось намерение предать Спасителя, что он и сделал впоследствии за тридцать сребреников. Перед нами, братья и сестры, два примера: пример женщины и пример мужчины. Читая Ветхий Завет, мы не раз и не два встречаем рассказы о том, как женщина становилась проводником греха. Это и повествование о Еве, которая послушалась искусителя и затем соблазнила Адама. Это и повествование из книги Иова, который мы сегодня с вами слышали. В нем говорится, как Господь поразил Иова всеми несчастьями, бедами и скорбями, для того чтобы испытать его веру. Жена пришла к нему и дала совет: "Похули Бога и умри!". Но Иов не похулил Бога и во всем, что сделал и сказал, как говорит автор книги, не согрешил перед Господом. Это Ветхий Завет. Новый Завет приводит в пример совершенно других женщин. Мы вообще не встречаем примеров предательства или отречения, которые были бы связаны с женщинами, ни в Священном Писании, ни в Священном Предании. А вот предателем оказался один из ближайших учеников Христа. Еще один из учеников, апостол Петр, отрекся от Спасителя в тот момент, когда Христос был осужден на смерть. А женщины, как рассказывается в Евангелии, следовали за Иисусом. Когда ученики оставили Спасителя и разбежались, женщины продолжали следовать за Учителем. Именно они стояли при Кресте Его. Та женщина, которая возложила благоуханное миро на ноги Спасителя, меньше всего думала о человеческой славе, о том, что по слову Господа во всем мире, во всех странах, на всех языках, где будет проповедано Евангелие, будет сказано о том, что она сделала.

Она не думала, ведь, об этом. Многие деяния людей, мужчин и женщин, совершенные в разные эпохи, преданы забвению, и мы никогда не узнаем, что делали эти люди. А вот поступок женщины, которая почувствовала, что Господь Иисус Христос - непростой человек, а Тот, Кто может даровать ей прощение грехов, остался в Евангельском тексте и в памяти Церкви. В течение всей истории Церкви было очень много таких женщин - скромных и незаметных, которые по-разному вели себя в жизни. Но, когда наступал критический момент, не отрекались от Бога, не отходили от Церкви, сохраняли свою веру. Мало было женщин, которые участвовали в революциях, гонениях на Церковь. В основном все эти преступления совершались руками мужчин, а женщины - скромные, смиренные, незаметные - приходили в храмы, даже во времена жестоких гонений, когда открытых церквей оставалось мало, и на город с миллионным населением может быть действовали один или два храма. Эти женщины приходили в храм тайно, приносили своих детей или внуков для того, чтобы сподобить их святого крещения. И вот, благодаря таким женщинам, сохранилась и наша с вами вера. Они донесли ее до того времени, когда вновь стало возможно свободно и беспрепятственно исповедовать Христа. Этот, казалось бы, незаметный подвиг Господь благословляет. И хотя об этих женщинах ничего не сказано, ни в летописях, ни в житиях святых, не станем сомневаться в том, что об их подвиге будет сказано в книге жизни, по которой Господь будет судить род человеческий. Все, что они сделали, чтобы сохранить веру и передать ее своим детям и внукам, нам с вами сохранится и в памяти Божией и в памяти святой Церкви.

Все ближайшие дни, вплоть до ночи святой Пасхи, являются, братья и сестры, особыми в литургическом календаре Православной Церкви. В эти дни каждый из нас призывается быть на богослужениях. Ведь каждое из этих богослужений говорит нам о важнейших событиях в истории нашего спасения. Завтра утром, Великий Четверток, мы с вами станем участниками Тайной Вечери. Завтра вечером, когда будут читаться двенадцать евангельских отрывков о страданиях и смерти Господа Спасителя, мы будем вместе с женами-мироносицами стоять перед Крестом Христовым. В Великую Пятницу будем молиться у Живоносного Гроба Господня. А утром в Великую Субботу, у Его Гроба, мы восславим Cмерть и Воскресение и переоблачимся из темных одеяний в белые. А в ночь святой Пасхи прославим Господа нашего Иисуса Христа, Воскресшего из мертвых и даровавшего всем нам жизнь вечную. Аминь.

Предыдущая проповедь
Образ Господина в притче о десяти талантах
Следующая проповедь
Великий Четверг. Таинство Евхаристии
Поделиться:

Мы Вконтакте