История храма Рождества Богородицы на погосте Уполозы восходит к древним временам, архивно-документальная формулировка свидетельствует, что церковь существует "с незапамятных времен". В 1577 году здесь, на погосте в Вохонской волости, вотчине Троице-Сергиева монастыря, стояла деревянная церковь, "построенная исстари", а "в церкви образа, и свечи, и колокола, и все строение мирское". В начале XVII века "у церкви на церковной земле во дворе поп Андрей, да с ним живет дьячок Федька Иванов, во дворе пономарь Куземка Ефремов, во дворе просвирница; да на церковной же земле 4 келии"
 

Слово в Неделю по Богоявлении

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний день называется Неделей по Богоявлении, то есть воскресным днем после праздника Крещения Господня. К сегодняшнему дню прилагаются особенные евангельские и апостольские чтения, которые мы сегодня прочитали. О чем же в Евангелии мы сегодня прочитали? О том, что после того, как Господь Иисус Христос узнал, что Иоанн Предтеча был заключен под стражу, Он покинул Назарет и поселился в Капернауме. Приводится пророчество пророка Исаии о том, что Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет – земля Завулонова и земля Неффалимова. Что же это за земля? Эта земля была дана потомкам Завулона и Неффалима, сыновьям патриарха Иакова, и она была частью Палестины и состояла из двух частей: северной и южной. В северной части было много язычников, живущих в язычестве.

Люди заблуждались – было два вида заблуждения. Иудеи заблуждались насчет Закона, его исполнения и его смысла, а язычники заблуждались, не зная правильного богопочитания и того, как правильно поклоняться Богу. Заблуждение – это и есть смерть. Сидящие во тьме смертной, о которых говорится в Евангелии, заблуждались. Но сидящим во тьме смертной воссиял свет. Свет – это и есть Христос. Какое же заблуждение хуже? Какое заблуждение больше? Знать Закон, но неправильно его истолковывать или же в принципе не понимая, как поклоняться Богу и как Его прославлять? Вот, казалось бы, язычники больше заблуждаются, те люди, которые не принадлежат к истинной религии. Но тем не менее, мы видим, что Христос именно к таким людям приходит для проповеди в первую очередь. Почему же? Причина видна, как раз в Евангелии. Сказано, что Иоанн заключен под стражу, и поэтому Господь начинает свою проповедь именно с Галилеи.

Так вот, получается, что большим заблуждением может быть как раз превратное истолкование Закона. Настолько большим заблуждением, что даже Господь не сможет тебе помочь. Может ли такое быть? Может ли быть, что Господь не сможет тебе помочь? Да, может быть. В каком случае? Когда ты сам ему не позволишь этого сделать, потому что Бог никогда не нарушит твою свободу, которая тебе дана от Бога. А дар, данный единожды, Богом никогда не отберётся назад. Никогда Бог не заберет того дара, который тебе дал. Дар жизни дан навечно. Родившись на земле, мы родились в вечности, и, получив свободу, мы получили свободу в вечности. Никто не сможет у нас ее забрать. Свобода же, прежде всего, заключается в свободе выбора - творить добро или зло, выбрать путь в жизни или путь смерти.

Закончились Святки, мы встречали родившегося Богомладенца Христа, прославляли его, воспевали ангельскую песнь "Слава в вышних Богу на земле, мир, в человецех и благоволение". Вспоминали Крещение Господне - оно еще продолжается. То есть, Крещение Господне - сам праздник, еще продолжается. Это тоже радостное событие, Богоявление, когда Бог явился людям во всей полноте, видимым образом. Но вот, наступает время проповеди, это трудное время, трудное время для Господа по человечеству. Весь Он творил чудеса, исцелял больных, изгонял бесов, воскрешал мертвых. Просил людей, чтобы они не разглашали об этом, но люди разглашали, то есть предавали Господа. Но Он все равно не отступал и продолжал исцелять и воскрешать. И в конце этого пути была крестная смерть. Это заставляет нас задуматься.

Вот в нашей жизни бывают радостные моменты, когда чувствуется, что Бог посещает. Например, когда рождается ребенок. Это очень большая радость, это дар Божий. Нет ничего выше этой радости, когда ты видишь, чувствуешь и ощущаешь, что из тебя родился живой, полноценный, здоровый человек. Но радость от того, что ребенок родился, это еще и большая ответственность. И вот, когда ребенок родился, наступают трудности, наступает трудное время - недосыпание, болезни, другие проблемы, возникают сложности. Так вот, очень важно делать добро и быть с Богом не только, когда радостно, но и когда трудно. Быть с Богом не только, когда мы радуемся в празднике - Рождества Христова, Крещения Господня, других праздников, Пасхи, но и в повседневной жизни. Вот, сейчас пройдут уже святки, и что мы дальше будем делать? Как мы будем дальше жить? Не хотелось бы, чтобы мы жили точно так же, как всегда, чтобы праздники церковные были для нас всего-лишь легким развлечением. Но хотелось бы, чтобы праздники церковные были для нас внутренне осознаваемыми. Чтобы мы их прочувствовали всей душой, сопереживали этим событиям. Вот, что нужно нам делать.

Поэтому, когда мы будем проживать предстоящие дни, две недели, месяцы, неуклонно будем творить добро. Потому что свет пришел в мир, людям, сидящим во тьме и тени смерти. А свет - это и есть Христос. Так будем же жить вместе с Христом, будем же ходить во свете, а не во тьме!

Аминь.

Предыдущая проповедь
Предтеча и Креститель Господень Иоанн как проповедник покаяния
Следующая проповедь
Слово в день памяти мученицы Татианы
Поделиться:

Мы Вконтакте