История храма Рождества Богородицы на погосте Уполозы восходит к древним временам, архивно-документальная формулировка свидетельствует, что церковь существует "с незапамятных времен". В 1577 году здесь, на погосте в Вохонской волости, вотчине Троице-Сергиева монастыря, стояла деревянная церковь, "построенная исстари", а "в церкви образа, и свечи, и колокола, и все строение мирское". В начале XVII века "у церкви на церковной земле во дворе поп Андрей, да с ним живет дьячок Федька Иванов, во дворе пономарь Куземка Ефремов, во дворе просвирница; да на церковной же земле 4 келии"
 

Предтеча и Креститель Господень Иоанн как проповедник покаяния

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, дорогие, день памяти святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Проповедь Иоанна Крестителя предшествовала проповеди Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. Предтеча Господень говорил приходившим к нему: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". И когда Господь Иисус Христос принял Крещение от Иоанна и вышел на проповедь, Он начал свою проповедь именно с этих слов Иоанна Крестителя: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие". Тем самым Христос засвидетельствовал всему народу, что Он пришел не проповедовать какое-то новое учение, но исполнить закон и пророков, восполнить то, чего недоставало в проповеди ветхозаветных пророков, последним из которых и был Иоанн Креститель.

Но что такое покаяние, о котором говорил Креститель Господень Иоанн и о котором говорил Господь наш Иисус Христос? Покаяние это не просто сожаление о совершенных дурных поступках, потому что все люди совершают ошибки, злые дела, и все, каждый по-своему, в той или иной степени, все еще верит об этом, рано или поздно, раскаяние само по себе не даёт пользы, если оно не перерастает в покаяние.

Что же такое покаяние? Покаяние есть состояние души, основанное на ощущении близости к нам Бога. Когда Господь Иисус Христос начал свою проповедь, Он не просто призывал людей к покаянию, но призывал к полному переосмыслению всех своих жизненных ориентиров. Он призывал людей к тому, чтобы люди поставили Бога и правду Божью на первое место, а все остальное выстраивать в жизни вокруг единой правды и любви, которая освещает всю жизнь человека, помогая ему отличать добро от зла. А если он совершит зло, то приносить покаяние.

Господь учил, что покаяние не всего лишь некое действие или некий акт, который совершается раз, два или три, после того как человек совершил ошибку или свой поступок. Спаситель учил, что покаяние должно быть постоянным состоянием жизни человека, поскольку это не только раскаяние в содеянном, греховно ошибочном, но и изменение образа жизни, связанное с тем, что человек начинает ощущать присутствие Бога рядом с собой.

Невозможно иным способом достичь покаяния, кроме как через чувство присутствия в нашей жизни. Потому что просто так заставить себя раскаяться в тех или иных поступках, во-первых, не трудно, а во-вторых, такое раскаяние не приведет человека к отказу от греховных привычек и наклонностей, которые есть у каждого человека. У каждого есть слабости, которые невозможно преодолеть своими силами. Для их преодоления нужна сила Божья, покаяние, которому призывал Иоанн Креститель, покаяние, которое заповедал сам Господь Иисус Христос, и которому учит Церковь.

И это путь ежедневного предстояния перед Богом и молитвы о том, чтобы Господь помогал строить нашу жизнь в соответствии с Его учением и божественными заповедями. Покаяние можно и нужно приносить не только, когда мы приходим на исповедь, чтобы получить допуск ко святому Причастию, но каждый вечер, когда мы встаем на молитву и читаем в вечерних молитвах повседневное исповедание грехов.

Это исповедание должно быть неформальным перечислением грехов, описанных другим человеком, святым отцом, который составил эту молитву. Каждый день своей жизни мы должны заканчивать, вспоминая о том, что в этот день совершили доброго, и просить у Господа прощения за все свое неправильное, ошибочное, которое мы допустили в течение уходящего дня.

Бог присутствует везде, и надо братья и сестры, учиться чувствовать Бога, чувствовать присутствие Бога рядом с собой. Старец Паисий Афонский говорит: "Тот, кто оставляет один монастырь, потому что ему мешает сильный шум, уходит в другой, но там его раздражает мертвая тишина, уходит в третий, а там сырость, уходит еще в один следующий монастырь, а там ему мешает жужжание кузнечиков, а еще следующее - водосточная труба, по которой барабанят капли дождя, и это его раздражает". И, как бы намекая на нас всех, но говоря про этого монаха, он заключает: "И все, и все перед этим монахом виноваты, потому что он не понял, что проблема заключается не во мне, а в нем самом, и что если ты разрешишь эту свою внутреннюю проблему, то где бы ты ни поселился, будешь жить", - и это намек на каждого из нас.

Святой Креститель Спасов Иоанне, ты жил в пустыне и был с Богом, помоги нам всегда ощущать присутствие Бога рядом с собой!

Аминь.

Предыдущая проповедь
Обрезание Господне и память свт. Василия Великого
Следующая проповедь
Слово в Неделю по Богоявлении
Поделиться:

Мы Вконтакте