История храма Рождества Богородицы на погосте Уполозы восходит к древним временам, архивно-документальная формулировка свидетельствует, что церковь существует "с незапамятных времен". В 1577 году здесь, на погосте в Вохонской волости, вотчине Троице-Сергиева монастыря, стояла деревянная церковь, "построенная исстари", а "в церкви образа, и свечи, и колокола, и все строение мирское". В начале XVII века "у церкви на церковной земле во дворе поп Андрей, да с ним живет дьячок Федька Иванов, во дворе пономарь Куземка Ефремов, во дворе просвирница; да на церковной же земле 4 келии"
 

Слово в день памяти преподобного Серафима Саровского

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В то время, когда жил великий святой земли русской, преподобный Серафим Саровский, в нашем Отечестве подвизались многие известные люди, такие люди, как, например, Александр Сергеевич Пушкин, ставший, по мнению критиков, совестью нашего народа, в русской поэзии. Александр Сергеевич Пушкин воспринимается как непревзойденный эталон красоты и поэтического совершенства. А в нашей Церкви, в то время, когда жил преподобный Серафим Саровский, Господь явил таких великих угодников, как святитель Филарет, митрополит Московский. Это великий святитель. Он занимал пост московского митрополита в течение долгих пятидесяти лет. Долгожитель, он имел доступ к царствующему дому и оказал огромное влияние на историю нашего Отечества, принимая личное участие во многих исторических событиях, например, в отмене крепостного права. Явил Господь нашей Церкви также и великого угодника, который не занимал никаких официальных постов, который в полной безвестности многие годы провел в дремучем лесу, стоя на на камне, на коленях в молитве к Богу. Это преподобный и богоносный отец наш, Серафим Саровский.

Преподобный Серафим был необычайным святым. Его житие очень трудно вписать житийный канон. Многое из того, что он делал и говорил, было откровением для православного человека тех лет. Преподобный Серафим сначала был простым иеромонахом в монастыре, но потом, влекомый силой Духа Святого, движимый жаждой аскетических подвигов, он ушел в пустыню. Не в географическом смысле этого слова, а в нашу российскую пустыню, то есть в дремучий лес, где человек может жить в одиночестве, окруженный зверьми и лишенный возможности общения с людьми, питаясь тем, что посылает через природу Господь. Для чего люди уходили в пустыню, в леса? Не для того, чтобы разорвать связи с этим миром и не из презрения к нему. Люди уходили в пустыню потому, потому что их влекла жажда богообщения. Они хотели всю свою жизнь без остатка посвятить Богу. Преподобный Серафим дни и ночи проводил в молитве. Тысячу дней и тысячу ночей он простоял на огромном валуне камня, ставшем для него лестницей, образно говоря, ведущей в Царствие Небесное. Когда Богу было угодно, Он явил этого великого святого миру, и люди стали приходить к нему, привлеченные его необычайной добротой, прежде всего, и тем особым божественным светом, который наполняет человека, долгие годы проведшего в молитве, покаянии и плаче о своих грехах и о грехах всего мира. И стали приходить к нему те самые люди, которые читали Пушкина, ходили на службы к митрополиту Филарету. Его современники, сомневающиеся, подчас совершенно далекие от Церкви, приходили к преподобному со своими скорбями и бедами, а он своей пастырской беседой утешал их, открывал тайны Царства Божия.

Один из посетителей преподобного Серафима помещик Мотовилов, однажды придя к нему, увидел подвижника озаренным божественным светом. Тем самым светом, который просиял на горе Фаворской, когда Господь преобразился перед своими учениками. Многие чудеса совершил преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский при жизни, а еще больше чудес он совершил после кончины.
Часто бывает так, что человек живет на этой земле, совершает многие дела, становится знаменитым. Известно, что после смерти люди постепенно забывают о нем, потому что блеск его звезды был блеском человеческой славы, но через него не распространялся на людей божественный свет.
А тех угодников Божиих, которые сияют на церковном небосводе своею святостью и добродетельной жизнью, как правило, церковный народ не забывает. И чем больше проходит времени после их кончины, тем больше почитают их. И не потому, что их жизнь обрастает какими-то легендами, но потому что по молитве к ним совершаются многие и великие чудеса. А от мощей этих угодников Божиих исходят исцеления.
Многие из нас были свидетелями чуда, которое совершилось в начале девяностых годов, когда неожиданно мощи преподобного Серафима Саровского, долгое время считавшиеся утраченными, были чудесным образом обретены. И не где-то, а в Ленинградском музее атеизма. Святыня была перенесена в основанную преподобным Дивеевскую обитель. И снова, как прежде, эта святая обитель стала центром притяжения для десятков и сотен тысяч паломников со всех уголков России и со всего мира. Многие из тех, кто сейчас находится в нашем храме, посетили это святое место даже в безбожное советское время.

Верующие знали о преподобном Серафиме Саровском, любили и почитали его. А ныне это почитание распространилось, можно сказать, по всему миру, не только в России, но и в далеких от нас странах. Не только в православной, но и в инославной среде почитает этого великого угодника, который всю жизнь без остатка посвятил служению Богу и людям. И Господь через него явил и продолжает являть многие и великие чудеса. Будем молиться, братья и сестры, преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму Саровскому, чудотворцу, чтобы он и нам показывал путь в Царство Небесное, по которому прошел сам и по которому провел великое множество людей. Будем просить, чтобы он давал нам силы быть добрыми христианами, следовать заповедям Божьим, исполнять церковные уставы и, в меру своих возможностей, восходить от силы в силу в своей духовной жизни.

Аминь!

Предыдущая проповедь
Слово на Собор Пресвятой Богородицы
Следующая проповедь
Обрезание Господне и память свт. Василия Великого
Поделиться:

Мы Вконтакте