История храма Рождества Богородицы на погосте Уполозы восходит к древним временам, архивно-документальная формулировка свидетельствует, что церковь существует "с незапамятных времен". В 1577 году здесь, на погосте в Вохонской волости, вотчине Троице-Сергиева монастыря, стояла деревянная церковь, "построенная исстари", а "в церкви образа, и свечи, и колокола, и все строение мирское". В начале XVII века "у церкви на церковной земле во дворе поп Андрей, да с ним живет дьячок Федька Иванов, во дворе пономарь Куземка Ефремов, во дворе просвирница; да на церковной же земле 4 келии"
 

Обрезание Господне и память свт. Василия Великого

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Cегодня мы вспоминаем Обрезание Господне на восьмой день после Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Обрезание было совершено над Господом по закону Моисееву, и возникает вопрос - зачем же Сыну Божию, воплотившемуся и установившему Новый Завет, было нужно исполнить все по Ветхому Завету, в том числе и такой обряд, как обрезание?
Это нужно было, в том числе, для того, чтобы люди уверовали в то, что Иисус есть Христос, Сын Божий, Сын Давидов. В Неделю перед Рождеством Христовым мы читали родословие Господа Иисуса Христа, и там говорилось о том, что Христос есть Сын Давидов. Так вот, Господь исполняет все, все что предписано Ветхозаветным Законом. Как Он сам сказал: "Не нарушить закон Я пришел, но исполнить". Но Господь не просто его исполняет, то есть, выполняет его. Он его преисполняет, преисполняет любовью, наполняет закон новым содержанием, а именно - любовью.
Таким образом, теперь все внешнее, обрядовое, приобретает для нас совершенно иной смысл. Всё внешнее теперь для нас теперь средство, средство для достижения внутренней цели, для внутреннего очищения и освящения своей души. Обрезание в Ветхом Завете являлось прообразом Крещения. Ветхозаветное обрезание - это начало пути, как и крещение, вхождение в Церковь. Обрезание над младенцем совершалось в знак Завета с Богом, завета Авраама и его потомков с Богом. Но любое обрезание, которое совершалось над младенцем мужского пола, приносило ему боль. Так и внутреннее обрезание, обрезание внутреннего сердца, тоже не радость доставляет, а внутреннюю боль приносит человеку. Потому что, крещаясь во имя Иисуса Христа, мы обрезаем внутреннее сердце наше. И с этого момента каждый наш день и каждый момент в жизни нашей связан самоотречением. Связан с принуждением себя, принуждением к тому, чтобы подвинуться где-то, уступить ради ближнего. И вот, крещаясь во имя Иисуса Христа, мы совершаем обрезание внутреннего сердца.
Апостола Павел Послание в послании, отрывок из которого мы сегодня прочитали, говорит об обрезании: "Вы обрезаны обрезанием нерукотворенным, которое совершил сам Христос". И как уже сказано выше, это есть начало пути. Невозможно идти ввысь по духовной лестнице на небо, не обрезав своего внутреннего сердца, то есть, не отсекая своих внутренних страстей, пристрастий, греховных привычек. Все это нужно отсечь.

Господь сказал: "Если твой глаз правый и соблазняет тебя, вырви его и брось от себя. Лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, не жалея, чем с двумя глазами быть вверженным в геенну". Всё грешное должно быть отсечено, и тогда откроется нам возможность любить, возможность свободно жертвовать собой ради ближнего.

Сегодняшний день также называется "Васильевым днем" по памяти святителя Василия Великого, который в 379 году в этот день преставился Господу. Родился святитель Василий в 330 году, в Кесарии Каппадокийской (там же, где и был впоследствии епископом). Его отец был адвокатом. В семье родителей святителя было десять детей, пять из которых причислены к лику святых. Об этом стоит задуматься, задуматься о важности воспитания, когда из десяти детей пять причислены к лику святых, и один из них - святитель Василий Великий. Он получил блестящее образование, знал множество наук. Святитель Григорий Богослов так говорит о нем, что, если рассматривать его знания в какой-то одной науке, то казалось, будто он всю жизнь занимался только этой наукой. Но он был сведущ во многих науках: в медицине, в риторике, философии и во множестве других наук. Но святитель Василий Великий искал высшей мудрости, божественной мудрости, и поэтому, повзрослев, он уехал в пустынные места - Египет, Сирию, Палестину - искал пустынножителей и искал наставления у них, которое несомненно и получал. Возвратившись, он снова поехал в Иерусалим и там принял святое Крещение. И после этого, возвратившись обратно в свой город, он стал жить уединенно, также в пустынных местах, вместе со своим другом святителем Григорием Богословом. Вместе они трудились. Святитель Василий Великий составил множество правил и наставлений, составил "Добротолюбие", записал божественную литургию. В 370 году он был поставлен епископом в своем родном городе, Кесарии Каппадокийской. И с ревностью, каждый миг своей жизни он посвящал служению Церкви. Святитель Василий Великий - это пример любви, пример, которому и нам нужно следовать.

Также святитель Василий Великий является покровителем великого князя Владимира, крестителя Руси, ибо в крещении князь Владимир получил имя святителя Василия Великого, и после этого князь построил несколько храмов в честь святителя. Вместе со святителем Николаем и другими святителями он почитается на Руси. Но нам нужно обратить внимание, конечно же, на чистоту жития святителя Василия, святость его жития, потому что чистота жизни - это не просто отсутствие греха. Чистота жизни это святость, то есть исполненность Святого Духа. Святость должна быть, должна присутствовать обязательно и в нашей жизни. Но нет ничего общего между светом и тьмой, если есть в нашей жизни лукавство, какая-то ложь, неправедность или обман, это, безусловно, нужно удалить из нашей жизни. Обрезать, отрезать, то есть из нашей жизни, и неустанно трудиться, исполняя заповедь Божию о любви к ближнему.

Святителю Отче Василию, моли Бога о нас!

Аминь.

Предыдущая проповедь
Слово в день памяти преподобного Серафима Саровского
Следующая проповедь
Предтеча и Креститель Господень Иоанн как проповедник покаяния
Поделиться:

Мы Вконтакте