История храма Рождества Богородицы на погосте Уполозы восходит к древним временам, архивно-документальная формулировка свидетельствует, что церковь существует "с незапамятных времен". В 1577 году здесь, на погосте в Вохонской волости, вотчине Троице-Сергиева монастыря, стояла деревянная церковь, "построенная исстари", а "в церкви образа, и свечи, и колокола, и все строение мирское". В начале XVII века "у церкви на церковной земле во дворе поп Андрей, да с ним живет дьячок Федька Иванов, во дворе пономарь Куземка Ефремов, во дворе просвирница; да на церковной же земле 4 келии"
 

О несении креста в своей жизни

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Прошли, братия и сестры, три недели Великого поста. И Церковь износит на середину храма святой Крест Господень, чтобы мы поклонились ему, почерпнули от него силы, необходимые для совершения постного подвига и для несения нашего ежедневного будничного житейского креста. Сам Господь Иисус Христос, обращаясь к каждому из нас, сказал: «Кто хочет следовать за Мной, пусть возьмет крест свой и следует за Мною». Когда Господь говорил эти слова, а это было более двух тысяч лет тому назад, наверное, еще мало кто вокруг него, кто слышал этот призыв Спасителя, понимал, что такое Крест, который Христос будет нести, и крест, который будет возложен на каждого христианина. Ведь когда Христос говорил эти слова, апостолы, окружавшие Христа, не видели еще Его страждущим, т.е. страдающим. Они видели Его ходившим по городам и селам, совершавшим чудеса, проповедавшим народу, но даже в страшном своём сне, окружавшие Христа люди, в том числе и апостолы, не могли и представить, что настанет час и Тот Божественный Учитель, с Которым они связывали все свои надежды, Который творил чудеса, воскрешал мёртвых, Этот Учитель, через близкое будущее, изможденный, униженный, оскорбленный, оклеветанный, израненный, будет на собственных плечах нести тяжелый деревянный крест, на котором Его затем и распнут. Слова Господа о Кресте для апостолов и тех, кто окружал Христа, верующих в Него, обрели для них смысл только после Его Крестной смерти и Воскресения.

В великопостные дни мы вспоминаем страдания Господа нашего Иисуса Христа, которые Он претерпел за спасение мира и за спасение каждого из нас. К ним с особым чувством мы будем мысленно возвращаться, к этим страданиям Спасителя, еще через три недели, на Страстной седмице. Мы будем ежедневно вспоминать о том, как Господь нёс Свой Крест, этому будут посвящены все чтения и церковные песнопения, которые мы с Вами молитвенно будем слышать во дни Страстной седмицы. Когда Господь говорит нам, что каждый из нас должен нести свой крест, под этим подразумеваются те скорби и болезни, что посещают нас и выпадают на нашу долю, те жизненные обстоятельства и трудности, с которыми мы с Вами сталкиваемся. Господь говорит нам, что крест, который Он возлагает на наши плечи, мы призваны нести со смирением, помня о том, какой Крест нёс Он. Когда нас посещает страдание или скорбь, не будем забывать, что Сам Господь пострадал на Кресте, что в наших скорбях и испытаниях мы никогда не остаёмся одни, ибо с нами неизменно всегда пребывает Спаситель.

Крест Христов обладает великой силой, по словам преподобного Исаака Сирина, если в ветхозаветном Ковчеге Завета присутствовала слава Божия, то в новозаветном знамении Креста эта слава Божия присутствует с особой силой – она перешла из Ковчега Ветхого Завета в Крест Христов. И если Ковчег Ветхого Завета был прообразом Креста, то Крест, в свою очередь, является прообразом Царствия Божия. Каждый раз, поклоняясь Кресту Христову, мы с Вами, братья и сестры, воздаем поклонение Тому, Кто был распят на нем, и ощущаем силу, исходящую от Креста, подобно тому, как кровоточивая женщина, исполнившись веры в возможность исцеления, прикоснулась ко Спасителю, к Его одежде, и почувствовала исходящую от Него силу и получила исцеление. Крест Христов охраняет нас и оберегает от всякого зла. Вот почему многократно в течение дня, перед началом всякого дела ‑ во время молитвы, перед едой или перед тем, как отойти ко сну, или после пробуждения ‑ мы осеняем себя крестным знамением, зная, что всякий раз, когда оно совершается, злые силы отходят от нас. Для этого каждый из нас носит нательный крест,  чтобы он хранил нас и оберегал от всякого греховного зла.

Крест Христов обладает благодатной силой, и поэтому в дни Великого поста, а также в вечерних молитвах в течение года мы с Вами молимся не только Господу нашему Иисусу Христу, но и самому Кресту Христову, ибо знаем, что через него Господь дает силы для несения нашего жизненного креста. Господь призывает нас к крестоношению, к следованию за Ним. Мы также призываемся к тому, чтобы помогать другим людям, ‑ тем, которых Он Сам посылает нам, – встать на этот путь, дабы через Крест Христов они получали спасение и жизнь вечную. Бог никогда не посылает человеку искушения выше его сил, так учат святые отцы. Господь говорит нам: «Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть». Это и есть тот крест, который Бог возлагает на плечи каждого из нас. Будем его нести и благодарить Господа за то, что крест этот не так тяжел, как мог бы быть, что он бесконечно менее тяжел, нежели вместивший в себя грехи всего мира и страдания всего человечества Крест, который Спаситель нёс на Своих плечах.

Аминь!

Предыдущая проповедь
Христианин должен приносить плод
Следующая проповедь
О тщеславии как враге любви. Прп. Иоанна Лествичника
Поделиться:

Мы Вконтакте